10 февраля 2020
В целях проведения профилактики краж и мошенничеств на территории нашего района, МО МВД России «Некоузский», обращается к вам со следующей информацией:
В наше время практически каждый хранит свои кровные сбережения на электронных счетах, активно пользуется приложениями для контроля своих денежных средств, например, как «Сбербанк Онлайн».
К сожалению, преступники, нашли возможность путем введения в заблуждение граждан, использовать это в своих корыстных целях. Ежедневно, на территории только нашей области, на удочку мошенников, попадаются до десяти граждан, которые «расстаются» со своими сбережениями. Отметим, что суммы, которые теряют граждане, доходят до миллиона рублей. Большинство потерпевших, это даже не престарелые граждане, хотя они, как правило, намного быстрее поддаются обману, а люди с нормальным достатком, имеющие высшее образование и высокий социальный статус.
Среди жертв преступников попадаются также сотрудники различных правоохранительных структур, работники банков и их родственники, которые, как, казалось бы, в первую очередь должны знать все обо всех этих преступных схемах. Все это свидетельствует о подготовленности и наглости преступников с одной стороны и о самонадеянности граждан в безусловной защищенности своих сбережений с другой.
К сожалению, мошенники, чтобы реализовать свой преступный умысел, используют против своих жертв их же чувства. Чувство страха, чувство справедливости, чувство любви к близким, и как бы банально это не звучало, чувство «легкой наживы». Схемы обмана постоянно меняются и совершенствуются. Одна из самых распространенных сейчас выглядит так:
На ваш телефон поступает звонок, с какого-нибудь «красивого» или короткого номера, возможно даже «900» и Вам с тревогой в голосе сообщают, что это сотрудники банка или службы безопасности, с которым Вы сотрудничаете, и что с ваших счетов пытаются перевести, снять, украсть деньги. Или наоборот, что кто- то их туда ошибочно зачислил и их надо вернуть. При этом называют Ваши персональные данные, номера счетов, паспортные данные и т.д. Вы понимаете, что кроме банка этого знать не может никто. С этого момента Вы у них на «крючке». Затем просят Вас совершить или подтвердить то или иное действие, передать им номера счетов, телефонов и паролей из СМС оповещений. Вы в панике, с целью спасти свои сбережения, делаете все как они говорят и даже мчитесь к ближайшему банкомату, чтобы перевести свои деньги. Через день – два, а то и раньше, к Вам приходит чувство осознания о том, что что-то здесь не так.
В настоящее время существует возможность подменить звонящий Вам номер на любую комбинацию цифр. Все это возможно благодаря IP телефонии. Все Ваши персональные данные могут просто утечь в общий или ограниченный доступ из любой базы, либо их наверняка можно найти в Интернете. Все, наверное, слышали, как мы оставляем следы в «паутине»? Кроме того, мошенники отличные психологи, они будут до последнего убеждать Вас, что вы жертва, а они заботливые сотрудники банка.
Итак, что нужно помнить, знать и делать.
1. Помнить, что с вероятностью 99,9% Вам никогда не позвонят из банка с целью сказать, что Ваши сбережения в опасности. Служба безопасности банка может обезопасить Ваши сбережения без Вашего участия. А если они и позвонят, то НИКОГДА не спросят у Вас персональной информации и тем более кодов с банковских карт и СМС паролей.
2. При поступлении звонка НЕ ПАНИКУЙТЕ, НИКУДА НЕ БЕГИТЕ И НЕ СПЕШИТЕ, соберитесь с мыслями, а лучше положите трубку и больше ее не поднимайте. Попытайтесь поделиться проблемой со своими более осведомленными в этой области знакомыми или родственниками и послушайте их совета.
3. Если Вас все-таки тревожит поступивший звонок, то вы можете позвонить в свой банк САМИ по бесплатному номеру поддержки и спокойно расспросить о данной ситуации у настоящего оператора банка или просто приехать с паспортом в ближайшее его отделение и пообщаться с менеджером вживую.
4. И самое главное, НИКОМУ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не передавайте свои персональные данные. Не пересылайте и не говорите пароли, которые самостоятельно будут приходить на Ваш телефон, коды и номера банковских карт и т.д.
Существуют и другие изощренные схемы телефонных мошенничеств. Например, поступает звонок о том, что кто-то из наших близких попадает в сложную ситуацию (ДТП, в полицию, в больницу и т.п.), что срочно нужны деньги для «решения вопроса» и что их нужно переслать или передать кому-либо. Или, например, звонок о том, что Вам положена какая-либо компенсация за ранее совершенные покупки, например лекарств, или просто потому, что Вы подпадаете под социально не защищенную категорию граждан. Просят Вас совершить предоплату за пересылку или другой страховой взнос. Кроме того, существуют способы обмана при покупках и продажах в интернете. Многие при наличии в объявлениях хорошей цены, теряют бдительность и начинают переводить деньги за покупки или оставлять залог, что бы товар никуда не продали. При этом никто не задумывается, о том кто продавец, честный он человек или нет? Чувство наживы, напрочь побеждает чувство предосторожности!
Помните хорошую русскую пословицу – «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Хотим обраться к Вам уважаемые жители! К тем, кто понимает суть проблемы и не хочет, что бы аналогичная беда пришла к его родственникам и друзьям. Постарайтесь проинформировать своих близких и знакомых о прочитанном, особенно граждан преклонного возраста, популярно объяснить им как не стать жертвой обмана.
Если Вы все-таки пострадали от действий преступников, обращайтесь к нам в полицию или звоните 02, 2-12-76.
---
Начальник штаба МО МВД России «Некоузский», Ю.Б. Бырдина.