Аналитическая записка
«Проведение оценки учёта потребности в отношении муниципальных услуг, предоставляемых в Некоузском муниципальном районе Ярославской области по отрасли «Образование» и фактически предоставленных муниципальных услугах в 2013 году»
Ключевым направлением реформирования муниципальных финансов, имеющим своей целью совершенствование системы управления в бюджетном секторе, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, является создание системы учета потребности в предоставлении бюджетных услуг, а также проведение ежегодной оценки потребности в предоставлении услуг при формировании районного бюджета на очередной финансовый год. Создание системы определения обоснованных потребностей, учитывающих уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, позволяет сосредоточить имеющиеся ресурсы на первоочередных задачах стратегического и социально-экономического развития муниципального района, позволяет повысить качество управления муниципальными финансами и создать основу для разработки стандартов качества бюджетных услуг, обеспечивает повышение прозрачности бюджетной системы и бюджетного процесса муниципального района.
Основное место в системе определения потребности в предоставлении бюджетных услуг в ходе реализации Плана реформирования муниципальных финансов отводится отрасли «Образование». На это направление бюджетной реформы расходуется наибольший объем бюджетных средств, потребителями этой услуги является большое количество граждан муниципального района, услуги именно по этому направлению определяют уровень социально-экономического развития муниципального района и создают основу для реализации национальных приоритетов в области создания потенциала для будущего развития и повышения качества жизни граждан. Для выполнения полномочий муниципального района в сфере образования финансируется 23 бюджетных учреждения.
Оценка потребности предоставления бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении, которая должна проводиться ежегодно, является одним из этапов разработки проекта районного бюджета на очередной финансовый год.
В 2013 году в соответствии с полномочиями, определенными статьей 158 Бюджетного Кодекса РФ главными распорядителями средств бюджета в сфере образования до всех подведомственных бюджетных учреждений приказами управлений были доведены задания по оказанию бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении. В соответствии с доведенными заданиями сформированы расходы бюджетных учреждений.
Во исполнение Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», постановления Правительства Ярославской области от 13.07.2011 № 513-п "О Сводном отраслевом перечне государственных и муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями Ярославской области за счет бюджетных средств" принято Постановление Администрации Некоузского муниципального района, которым утвержден Реестр (перечень) муниципальных услуг Некоузского муниципального района. По утверждённым муниципальным услугам должен производиться учет потребности в их предоставлении.
В соответствии с утвержденным перечнем муниципальных услуг в 2013 году на стадии составления бюджета главным распорядителем бюджетных средств устанавливались задания по предоставлению государственных услуг для последующего их доведения распорядителей и получателей бюджетных средств в области образования.
Порядок оформления и финансового обеспечения выполнения государственного задания главными распорядителями средств бюджета и доведения его до подведомственных бюджетных учреждений утвержден Приказом управления финансов района.
Отрасль «Образование».
Оценка потребности в предоставлении муниципальных услуг в натуральном выражении
Наименование муниципальной услуги |
Единица измерения |
Оценка потребности по 2013 году |
Поставщик (и) услуги |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования |
чел. |
723 |
Дошкольные образовательные учреждения муниципального района:
|
2. Реализация основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования |
чел. |
1427 |
Муниципальные общеобразовательные учреждения
|
3. Реализация специальных (коррекционных) и основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования |
чел. |
107 |
Муниципальные общеобразовательные учреждения реализующие программы специальных (коррекционных) учреждений I-VII вида:
Муниципальные общеобразовательные учреждения реализующие программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 1. МОУ Некоузская СОШ |
5. Реализация дополнительных образовательных программ |
чел. |
498 |
МОУ ДОД Некоузская ДЮСШ |
6. Содержание и воспитание в образовательных учреждениях |
чел. |
15 6 |
МОУ Некоузская СОШ МОУ Воскресенская СОШ
|
7. Организация отдыха детей в каникулярное время (лагеря при образовательных учреждениях) |
чел. |
857 |
Муниципальные учреждения сферы образования |
8. Оказание психолого-педагогической и социальной помощи семьям |
чел. |
482 |
Служба социальной поддержки и сопровождения семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, приемными и опекаемыми детьми МДОУ Некоузского детского сада №3 |
1. Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
В 2013 году в Некоузском районе функционировало 8 образовательных учреждений и 7 дошкольных групп при школах, реализующих программы дошкольного образования. В прошедшем году муниципальная услуга по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования была предоставлена 723 чел., а именно в детских садах – 647 чел., в дошкольных группах при школах – 76 чел..
На 1 января 2013 года на поступление в ДОУ было подано 118 заявлений (0-1,5 лет – 90 человек, 1,5-5 лет - 28 человек). На 1 июня 2013 года – 149 заявлений (0-1,5 лет – 106 человек, 1,5 -5 лет – 43 человека). На 1 января 2014 года – 75 заявлений (0-1,5 лет – 67 человек, от1,5 до 5 лет – 8.
Педагогический процесс в системе ДОУ осуществляют 83 педагогических работников, из них 63 воспитателей, 8 воспитателей работают в дошкольных группах. Для повышения качества дошкольного образования и оказания услуги по обучению и воспитанию детей-инвалидов разрабатываются и проводятся оптимальные для каждого ребенка мероприятия, необходимые для его социально-средовой, социально-бытовой ориентации. Родителям обучающихся обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.
Задача сохранения и увеличения контингента детей в ДОУ решается администрацией района за счет социально приемлемого уровня родительской платы, которая составляет 1200 рублей. Установлены льготы по родительской плате, компенсация родительской платы за счет средств федерального и муниципального бюджета. В 2013 году 692 человека воспользовались компенсацией части родительской платы: на первых детей - 390, на вторых - 250 и на третьих 52. Из бюджета района выделяется 40 рублей на одного ребенка в день. Все это позволяет осуществлять питание в ДОУ на 80 рублей в день на 1 ребенка.
С 2006 года в рамках муниципальной программы «Одарённые дети» с целью раннего выявления способных и талантливых детей проходит районная олимпиада дошкольников, в которой принимают участие воспитанники подготовительных групп. Детям предлагаются задания в рамках образовательной программы ДОУ, они соответствуют возрасту и развитию детей. В 2011-2012 учебном году участвовали 28 человек. В рамках этой же программы для дошкольников был проведён конкурс новогодних игрушек «Новый год у ворот» В рамках муниципальной программы «Патриотическое воспитание» был проведён конкурс к Дню Победы и конкурс поделок из природного материала.
2. Реализация основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В условиях модернизации системы образования возникла необходимость отображения во всех общеобразовательных учреждениях (далее - ОУ) качества знаний учащихся, уровня преподавания, эффективности воспитательной работы, определения факторов, положительно и отрицательно влияющих на формирование основных итоговых показателей работы учреждения, а также вскрыть принцип появления недостатков и, в конечном итоге, дать оценку эффективности всей работы по обеспечению качества образования. Таким отображением явилась рейтинговая система оценки деятельности ОУ.
Основным элементом оценки индивидуальных достижений обучающихся в настоящий момент являются единый государственный экзамен, государственная (итоговая) аттестация выпускников.
В 2012-2013 учебном году единый государственный экзамен сдавали 99 выпускников 11 (12) классов. В 2013 году в Некоузском районе ЕГЭ проводился по учебным предметам, из них русский язык, математика были обязательными. Следует отметить, что среди экзаменов по выбору в 2013 году наиболее востребованными предметами были экзамены по обществознанию (47 человек), физике (26ч.).
Анализ результатов ЕГЭ за 2013 год:
Предмет |
2013 г. |
||
Справляемость |
Средний балл |
Качество |
|
Русский язык |
100 |
61,53 |
23 |
Математика |
96,4 |
40,8 |
16,8 |
Обществознание |
100 |
58,57 |
27 |
Информатика |
100 |
60,4 |
4,1 |
География |
100 |
53 |
0 |
Литература |
100 |
66,5 |
50 |
Биология |
100 |
59,6 |
43,8 |
Физика |
100 |
55,89 |
68,4 |
История |
100 |
52,44 |
4 |
Английский язык |
100 |
65,5 |
50 |
Химия |
100 |
67,5 |
33,3 |
Также основным результатом реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Некоузском муниципальном районе стал переход 1,2 и 3 классов (436 обучающихся) на новые федеральные государственные образовательные стандарты.. С начала реализации комплекса мер по модернизации образования в Некоузский МР, согласно соглашению, заключенному между департаметом образования и отделом образования администрации Некоузского МР в район поступило 9355 экземляров учебников. В каждом учебном кабинете для них установлены комплекты учебного оборудования, состоящие из персонального компьютера, интерактивной доски, видеопроектора и документкамеры. МОУ Волжская СОШ, являясь ресурсным центром по развитию физической культуры и спорта, в рамках модернизации получила комплект спортивного оборудования. Получено оборудование для организации интерактивного вещания МОУ Некоузской СОШ, как ресурсного центра дистанционного обучения. Поступило учебное оборудование в МОУ Борковскую СОШ, как ресурсного центра по углублённому изучению иностранных языков. В соответствии с приказом департамента образования «Об утверждении положения инновационной инфраструктуры» присвоен статус региональной инновационной площадкой следующим учреждениям:
В 5 школах увеличена скорость доступа к сети Интернет до 4 Мб/с.
педагога прошли курсы повышения квалификации и модульное обучение на базе ГОАУ ЯО ИРО (30%):
- 100% педагогов начальной школы прошли курсовую подготовку по работе в условиях реализации ФГОС
- 100% педагогов основной школы прошли курсовую подготовку по работе в условиях реализации ФГОС
- 2 руководителя ОУ прошли курс переподготовки (520 часов) «Менеджмент в образовании».
- 22 руководителя - КПК «Правовые основы управления ОУ», 24 ч.
1 образовательное учреждение получило новый автобус в рамках ведомственной целевой программы департамента образования Ярославской области.
Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений:
- По отрасли «Образование» 5840 тыс.руб.
- По программе «государственной поддержки ОУ Ярославской области» 1920 тыс.руб.
- По программе «Энергосбережение» 513 тыс.руб.
Бесплатным горячим питанием обеспечено 869 детей в общеобразовательных учреждениях района.
Реализованы муниципальные программы:
- «Одарённые дети» - 60 тыс.руб.
- «Патриотическое воспитание детей в учреждениях образования Некоузского муниципального района» - 50 тыс.руб.
- «Развитие детского физкультурного движения и спорта в учреждениях образования Некоузского муниципального района»-60.0тыс.руб
Всё вышесказанное позволило предоставить доступно и качественно муниципальные услуги 1600 чел (конкурсы), 550 человек –«Президентские состязания», что составило в стоимостном выражении 131221 тыс.руб. за счёт бюджета. и 202 тыс. руб. за счёт внебюджетных источников.
3. Реализация специальных (коррекционных) и основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
4. Реализация допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся 8-11 классов.
Одним из важнейших приоритетов развития системы образования является дополнительное образование детей и подростков, которое является неотъемлемой частью системы непрерывного образования и призвано обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Будущее наших детей определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления.
Занятия в кружках, секциях позволяют выявить одаренных ребят, повысить их интеллектуальный уровень, развить их творческие способности. Обучающиеся участвуют в конкурсах, смотрах, соревнованиях на всех уровнях; фестивалях детского творчества.
В системе образования Некоузского МР 1 учреждение дополнительного образования детей: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Некоузская детско-юношеская спортивная школа. Общий охват обучающихся дополнительным образованием в 2013 году составил около 34,5 % (процент от общего числа обучающихся в ОУ). В учреждении в 2013 году занималось в среднем 505детей ( с 01.01.13 г по 01.09.13 г -498 человека, с 01.09.13 по 31.12.13 – 512 человек), скомплектовано 37 групп. Направления данных групп следующие: спортивно - оздоровительный этап (21 гр.), этап начальной подготовки с периодом обучения до 1 года (6 гр.), этап начальной подготовки с периодом обучения свыше года (8 гр.), учебно - тренировочный этап с периодом обучения до 2-х лет (2 гр.).
В системе дополнительного образования детей трудится 18 педагогических работников, из них 9 работают на условиях внешнего совместительства.
Команды ДЮСШ принимают активное участие в областных, межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях по волейболу, тхэквондо, аэробике, легкой атлетике, греко-римской борьбе по результатам выступления имеют призовые места.
Дополнительное образование детей, исходя из своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и тем самым решает проблему нашего современного общества – проблему занятости детей.
В 2013 году муниципальная услуга по реализации дополнительных образовательных программ была предоставлена 498 чел., плановые показатели -482 чел. Причиной увеличения фактической предоставленной муниципальной услуги увеличение наполняемости учебных групп. Предоставление данной муниципальной услуги в стоимостном выражении составило 8509 тыс. руб. за счёт муниципального бюджета.
5. Реализация дополнительных образовательных программ.
Одним из важнейших приоритетов развития системы образования является дополнительное образование детей и подростков, которое является неотъемлемой частью системы непрерывного образования и призвано обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Будущее наших детей определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления.
Занятия в кружках, секциях позволяют выявить одаренных ребят, повысить их интеллектуальный уровень, развить их творческие способности. Обучающиеся участвуют в конкурсах, смотрах, соревнованиях на всех уровнях; в научно-практических конференциях, фестивалях детского творчества.
В системе образования Некоузского МР 1 учреждение дополнительного образования детей: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Некоузская детско-юношеская спортивная школа. Общий охват обучающихся дополнительным образованием в 2011 году составил около 35 % (процент от общего числа обучающихся в ОУ). В учреждении в 2011 году занималось в среднем 528 детей, скомплектовано 39 групп. Направления данных групп следующие: спортивно - оздоровительный этап (20 гр.), этап начальной подготовки с периодом обучения до 1 года (5 гр.), этап начальной подготовки с периодом обучения свыше года (10 гр.), учебно - тренировочный этап с периодом обучения до 2-х лет (2 гр.), учебно - тренировочный этап с периодом обучения свыше 2-х лет (2 гр.).
В системе дополнительного образования детей трудится 18 штатных педагогических работников.
Команды ДЮСШ принимают активное участие в зональных, областных, всероссийских спортивных соревнованиях по тхеквандо, греко-римской борьбе, волейбол, баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, аэробика, часто становятся победителями и призерами.
Дополнительное образование детей, исходя из своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и тем самым решает проблему нашего современного общества – проблему занятости детей.
Проблема занятости детей и подростков решается не только в учебное время, но и в каникулярное. В зимние каникулы практикуется работа образовательных учреждений согласно индивидуальных планов. В летнее время главная задача всего педагогического сообщества – вовлечь всех детей в организованный вид отдыха, оздоровления и занятости.
При взаимодействии с «Социальным агентством молодёжи» учащиеся, состоящие на учёте в комиссии ПДН, опекаемые, дети безработных родителей, из многодетных, неполных и малообеспеченных семей имеют возможность трудоустроиться. В 2013 году трудоустроено 309 человек. 956 человек занималось в кружках, секциях в ОУ, ДК, КДЦ, библиотеках, ДЮСШ. Приобретались путёвки для детей через учреждения, осуществляющие организацию работы загородных лагерей. «Летний лицей»-2 человека. 30 человек отдохнули в лагерях «Абитуриент», «Дни старшеклассника», «Патриот.Гражданин.Воин», 10 человек –«Турист-водник». 30 человек стали участниками экскурсии в Санкт-Петербург (реализация областного проекта «Град Петров»). Единый день по профориентации помогает выпускникам района получить информацию об учебных заведениях Ярославской области об условиях поступления. Присутствовали 12 учебных заведений. Приняли участие 160 детей.
В рамках целевой областной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в 7 школах работают спортивные залы в вечернее время. Выделено 267.0тыс.рублей занималось 240 человек.
7. Организация отдыха детей в каникулярное время (лагеря при образовательных учреждениях).
В 2013 году 796 детей отдохнули в пришкольных (их было в 2013 году - 17) и 61 человек в загородных лагерях за счет средств бюджетов разных уровней:
- 741,4 тыс.руб. - средства федерального бюджета
- 1794,1 тыс.руб. – средства регионального бюджета
- 120,0 тыс.руб. – средства муниципального бюджета